Постановление администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" от 12.11.2013 N 2421 "Об утверждении муниципальной программы муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" "Создание благоприятной окружающей среды"



АДМИНИСТРАЦИЯ МО "ГОРОДСКОЙ ОКРУГ "ГОРОД НАРЬЯН-МАР"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 ноября 2013 г. № 2421

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОДСКОЙ ОКРУГ "ГОРОД НАРЬЯН-МАР"
"СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ"
Список изменяющих документов
(в ред. постановлений администрации МО "Городской округ
"Город Нарьян-Мар" от 30.04.2014 № 1239,
от 29.08.2014 № 2092, от 03.12.2014 № 2954)

В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, руководствуясь постановлениями Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" от 30.07.2013 № 1496 "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар", от 10.09.2013 № 1775 "Об утверждении Перечня муниципальных программ муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар", Администрация МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" постановляет:
1. Утвердить муниципальную программу муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" "Создание благоприятной окружающей среды" (Приложение).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.

Глава МО "Городской округ
"Город Нарьян-Мар"
Т.В.ФЕДОРОВА





Приложение

Утвержден
постановлением Администрации
МО "Городской округ
"Город Нарьян-Мар"
от 12.11.2013 № 2421

ПАСПОРТ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ГОРОДСКОЙ ОКРУГ "ГОРОД НАРЬЯН-МАР" "СОЗДАНИЕ
БЛАГОПРИЯТНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ"
Список изменяющих документов
(в ред. постановлений администрации МО "Городской округ
"Город Нарьян-Мар" от 30.04.2014 № 1239,
от 29.08.2014 № 2092, от 03.12.2014 № 2954)

Наименование муниципальной программы
Создание благоприятной окружающей среды (далее - Программа)
Ответственный исполнитель муниципальной программы
Управление строительства, ЖКХ и градостроительной деятельности Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар"
Соисполнители муниципальной программы
Муниципальное казенное учреждение "Управление городского хозяйства г. Нарьян-Мара"
Участники муниципальной программы
МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар"
Подпрограммы муниципальной программы
Нет
Цели муниципальной программы
Сокращение количества отходов, подлежащих захоронению, улучшение санитарно-эпидемиологической и экологической обстановки на территории МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар", создание эффективной системы управления обращения с отходами, внедрение сортировки отходов, технологий утилизаций отходов, создание полигона ТБО
Задачи муниципальной программы
- создание благоприятных условий проживания граждан на территории муниципального образования;
- снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду;
- обеспечение организации рациональной системы сбора, хранения, регулярного вывоза отходов и уборки городской территории;
- рекультивация существующей свалки;
- защита окружающей среды и населения от неблагоприятного воздействия отходов производства и потребления;
- сортировка, обезвреживание, утилизация и ликвидация отходов на территории МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар"
Целевые показатели муниципальной программы
- наличие утвержденной генеральной схемы санитарной очистки города (ед.);
- наличие полигона ТБО, отвечающего установленным требованиям (ед.);
- наличие установок по утилизации автопокрышек (ед.);
- доля утилизированных отработанных автошин, образующихся у населения и организаций (%)
Сроки и этапы реализации муниципальной программы
Программа реализуется в сроки с 2014 по 2020 год. Этапы реализации Программы не определяются
Объемы и источники финансирования муниципальной программы
Общий объем финансирования Программы составляет
154 890,9 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 год - 8 149,4 тыс. рублей,
2015 год - 0,0 тыс. рублей,
2016 год - 0,0 тыс. рублей,
2017 год - 132 030,6 тыс. рублей,
2018 год - 12 766,2 тыс. рублей,
2019 год - 941,3 тыс. рублей,
2020 год - 1 003,4 тыс. рублей.
Из них:
Средства окружного бюджета - 142 339,5 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 год - 0,0 тыс. рублей,
2015 год - 0,0 тыс. рублей,
2016 год - 0,0 тыс. рублей,
2017 год - 128 069,9 тыс. рублей,
2018 год - 12 383,2 тыс. рублей,
2019 год - 913,1 тыс. рублей,
2020 год - 973,3 тыс. рублей
Средства муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" - 12 551,4 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 год - 8 149,4 тыс. рублей,
2015 год - 0,0 тыс. рублей,
2016 год - 0,0 тыс. рублей,
2017 год - 3 960,7 тыс. рублей,
2018 год - 383,0 тыс. рублей,
2019 год - 28,2 тыс. рублей,
2020 год - 30,1 тыс. рублей
(в ред. постановления администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" от 03.12.2014 № 2954)
Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы
Улучшение санитарно-эпидемиологической и экологической обстановки на территории городского округа "Город Нарьян-Мар", создание эффективной системы управления обращения с отходами, внедрение технологий утилизации отходов, формирование нравственного и осознанного отношения населения к окружающей природной среде

1. Общая характеристика сферы реализации Программы

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Проблема обращения с отходами производства и потребления занимает важное место в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Экологическая безопасность и устойчивое развитие города во многом зависят от решения проблемы обращения с отходами, в том числе с отходами потребления.
Ежегодно на территории города в среднем образуется более 100 тыс. м3 (30 тыс. т) ТБО, которые без какой-либо предварительной сортировки и переработки вывозятся на свалку. Утилизация данных отходов не производится в связи с отсутствием комплексов по сортировке и переработке.

Объем ТБО, размещенных на городской свалке, тыс. м3
2006 год
2007 год
2008 год
2009 год
2010 год
2011 год
2012 год
Всего
73,40
83,90
93,90
107,5
96,9
89,5
71,6
в том числе:







население
18,70
24,60
23,70
27,0
23,6
12,3
21,1
прочие потребители
54,70
59,30
70,20
80,5
73,3
77,2
50,5

Морфологический состав отходов обусловлен северной климатической зоной, где основная часть продовольственных и промышленных товаров поставляется из других регионов. Поэтому упаковочные материалы, тара составляют около 45% (бумага, картон, дерево, текстиль, стекло). Пищевые отходы составляют 32% - 39% и 20% - это черный и цветной металлолом, кости, резина, кожа, строительный мусор, пластмасса и др.
В жилищно-коммунальной отрасли города не решены вопросы по утилизации таких отходов, как медицинские; биологические; нефтесодержащие; автопокрышки.
На территории города отсутствует раздельный сбор отходов. Отсутствие селективного (раздельного) сбора отходов, отсутствие специализированных организаций, осуществляющих утилизацию отходов, приводит к тому, что большая часть отходов, являющихся также и вторичным сырьем, размещается на свалках бытовых отходов.
Система обращения с твердыми бытовыми отходами в городе Нарьян-Маре сводится к сбору отходов в металлические контейнеры, выгребные ямы и автосамосвалы и перевозке их специализированным автотранспортом на городскую свалку. Кроме того, на свалку вывозятся сточные хозяйственно-бытовые воды, поскольку большая часть жилого фонда и производственных объектов не канализована, а мощностей существующих очистных сооружений не хватает. Утилизация отходов на свалке производится способом размещения.
Особо остро на территории города стоит проблема организованного сбора и утилизации отработанных нефтепродуктов.
В соответствии с санитарными требованиями нефтесодержащие отходы, в том числе отработанные нефтепродукты, запрещено размещать на свалках и полигонах твердых бытовых отходов.
Большая часть отработанных нефтепродуктов используется на предприятиях (около 85%). Тем не менее имеется тенденция к накоплению на площадках временного хранения отходов. На территории г. Нарьян-Мара сбор и утилизация данных видов отходов не производится. Отработанные масла представляют большую угрозу загрязнения нефтепродуктами поверхностных вод и почв.
В муниципальном образовании в настоящее время отсутствуют пункты сбора и утилизации отработанных автопокрышек. По предварительной оценке в течение года на территории только города Нарьян-Мара и п. Искателей образуется 16 т автопокрышек. Ввиду больших габаритов захоронение автопокрышек возможно только после их предварительного измельчения.
Отработанные покрышки в настоящее время не утилизируются и вследствие их низкой биоразлагаемости приводят к захламлению полигона и прилегающих территорий.
Серьезной проблемой последних лет является загрязнение отходами производства и потребления пригородных зеленых зон города Нарьян-Мара.
Основными причинами образования самовольных свалок являются отсутствие комплексной схемы санитарной очистки и повышение стоимости перевозки и размещения отходов, несоблюдение правил благоустройства предприятиями всех форм собственности, управляющими организациями, ТСЖ и населением. Работа, проводимая по выявлению несанкционированных свалок и привлечению виновных к административной ответственности, способствует улучшению положения дел в данной сфере, но не решает проблему.
Анализ состояния с обращением ТБО в Нарьян-Маре показывает, что в городе в результате отсутствия системы управления отходами и обустроенного полигона ТБО происходит не только захламление территории, но и загрязнение почвы, частичное загрязнение подземных и поверхностных вод и атмосферы.
Для города Нарьян-Мара, расположенного в Заполярье, с точки зрения технологии уборки города очень важными являются:
- продолжительный период низких температур, определяющий сложность эксплуатации спецтранспорта и спецоборудования из-за повышенной хрупкости металла и резины, что укорачивает срок службы оборудования, а также низкие температуры вызывают примерзание отходов к сборникам и транспортным средствам;
- обильные снегопады и большие снегопереносы усложняют подъезды к местам стоянки контейнеров и условия проведения погрузо-разгрузочных работ.
Организация деятельности по обращению с отходами должна быть направлена на упорядочение, совершенствование и систематизацию деятельности по утилизации и переработке твердых бытовых отходов и промышленных отходов в городе, уменьшение, локализацию и предотвращение негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье населения, обеспечение чистоты и порядка на территории городского округа, минимизацию объемов образования отходов, создание экономических, социальных и правовых условий для увеличения доли перерабатываемых отходов (вторичных материальных ресурсов), снижение объемов размещения отходов в природной среде.
Низкая экологическая культура жителей города также является одним из факторов, наносящих значительный ущерб окружающей среде. Без поддержки населения снижается эффективность любых природоохранных мероприятий, в том числе в сфере обращения с отходами производства и потребления. Оценка санитарно-экологической ситуации показала, что самыми эффективными методами устранения нарушений в сфере охраны окружающей среды являются повышение экологической культуры, привлечение жителей к проблемам обеспечения чистоты своего места проживания. Необходима организация самого активного участия школ, средств массовой информации, общественности, учреждений культуры и, конечно, органов местного самоуправления в формировании нравственного и осознанного отношения населения к окружающей природной среде.
Необходимость программно-целевого метода вызвана масштабностью проблемы, значительными финансовыми затратами, неотложностью решения острейших социальных и экономических проблем в области обращения с отходами производства и потребления на территории городского округа, определенным временным периодом для ее решения, а также возрастающим негативным воздействием отходов на окружающую среду и здоровье населения.
Программный метод позволит проводить планомерную комплексную работу по сохранению окружающей среды на территории муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар".

2. Цели, задачи реализации Программы

Основными целями Программы являются сокращение количества отходов, подлежащих захоронению, улучшение санитарно-эпидемиологической и экологической обстановки на территории городского округа "Город Нарьян-Мар", создание эффективной системы управления обращения с отходами, внедрение технологий утилизации отходов. Программные мероприятия направлены на решение следующих задач:
- создание благоприятных условий проживания граждан на территории муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар";
- снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду;
- обеспечение организации рациональной системы сбора, хранения, регулярного вывоза отходов и уборки городской территории;
- рекультивация существующей свалки;
- формирование экологической культуры населения в сфере обращения с бытовыми отходами;
- защита окружающей среды и населения от неблагоприятного воздействия отходов производства и потребления;
- создание условий для развития производств по сортировке, переработке, обезвреживанию, утилизации и ликвидации отходов на территории МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар".
Реализация поставленных целей Программы будет выражаться в количественных показателях и использоваться для оценки результативности реализации Программы:
- наличие утвержденной генеральной схемы санитарной очистки города;
- наличие полигонов ТБО, отвечающих установленным требованиям;
- наличие комплекса по измельчению автопокрышек;
- доля утилизированных отработанных автошин, образующихся у населения и организаций.
Целевые показатели Программы указаны в приложении № 1 к Программе.

3. Сроки и этапы реализации Программы

Программа реализуется в сроки с 2014 по 2020 годы.

4. Ресурсное обеспечение Подпрограммы

Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет субсидий из бюджета Ненецкого автономного округа (далее - окружной бюджет), средств бюджета муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (далее - городской бюджет). Основным источником финансирования мероприятий Программы будут являться средства окружного бюджета, которые составят 97% от стоимости мероприятия. Размер средств городского бюджета не менее 3%.
Информация о ресурсном обеспечении Программы представлена в приложении № 2 к Программе.
Стоимость мероприятий Программы рассчитана в ценах соответствующих лет. Объем финансирования Программы за счет средств окружного и городского бюджетов носит прогнозный характер и подлежит ежегодному уточнению при формировании проектов соответствующих бюджетов на очередной финансовый год и плановый период.
Для выполнения мероприятий, предусмотренных Программой, могут привлекаться средства федерального бюджета и иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Перечень программных мероприятий

Программой предусматривается реализация комплекса мероприятий по следующим направлениям:
- совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления;
- создание объектов по накоплению, сортировке, обезвреживанию, утилизации и ликвидации отходов на территории МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар";
- ликвидация несанкционированных свалок;
- информационная поддержка мероприятий в сфере обращения с отходами.
Перечень мероприятий Программы с указанием объемов и источников финансирования представлен в Приложении № 3 к Программе.

6. Ожидаемые результаты реализации Программы

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит получить положительные результаты по созданию благоприятных условий проживания граждан на территории города Нарьян-Мара.
Экономический эффект Программы будет заключаться в предотвращении экологически опасных ситуаций и минимизации затрат на их ликвидацию.
Экологическая эффективность будет выражаться в снижении уровня загрязнения окружающей среды и предотвращении вредного воздействия на нее хозяйственной деятельности, снижении воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду за счет организации вывоза и складирования (утилизации) экологически обоснованным способом. Кроме того, развитие утилизации отходов позволит сократить в 4 - 5 раз объем отходов, размещаемых на полигоне ТБО, что в свою очередь позволит увеличить срок его эксплуатации на 3 - 4 года.
Социальный эффект от реализации Программы заключается в снижении воздействия фактора загрязнения окружающей среды на здоровье населения и создании дополнительных рабочих мест в период строительства и эксплуатации объектов по переработке и обезвреживанию отходов, формировании нравственного и осознанного отношения населения к окружающей природной среде.





Приложение № 1
к муниципальной программе
МО "Городской округ
"Город Нарьян-Мар"
"Создание благоприятной
окружающей среды"

Перечень
целевых показателей муниципальной программы
МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар"
"Создание благоприятной окружающей среды"

Ответственный исполнитель: Управление строительства, ЖКХ и градостроительной деятельности Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар".

№ п/п
Наименование
единица измерения
Значения целевых показателей по окончании каждого года
базовый
2012 год
2013 год
ожидаемое
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
А
Б
В
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
Наличие утвержденной генеральной схемы санитарной очистки города
да/нет
нет
нет
да
да
да
да
да
да
да
2
Наличие полигонов ТБО, отвечающих установленным требованиям
да/нет
нет
нет
нет
нет
да
да
да
да
да
3
Наличие комплекса по измельчению автопокрышек
ед.
0
0
0
0
0
1
1
1
1
4
Доля утилизированных отработанных автошин, образующихся у населения и организаций
%
0
0
0
0
0
35
100
100
100





Приложение № 2
к муниципальной программе
МО "Городской округ
"Город Нарьян-Мар"
"Создание благоприятной
окружающей среды"

Ресурсное обеспечение
реализации муниципальной программы
"Создание благоприятной окружающей среды"
Список изменяющих документов
(в ред. постановления администрации МО "Городской округ
"Город Нарьян-Мар" от 03.12.2014 № 2954)

Ответственный исполнитель: Управление строительства, ЖКХ и градостроительной деятельности Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар"

Наименование муниципальной программы (подпрограммы)
Источник финансирования
Объемы финансирования, тыс. рублей
Всего
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
А
Б
1
2
3
4
5
6
7
8
Муниципальная программа "Создание благоприятной окружающей среды"
всего, в т.ч.:
154 890,9
8 149,4
0,0
0,0
132 030,6
12 766,2
941,3
1 003,4
окружной бюджет
142 339,5
0,0
0,0
0,0
128 069,9
12 383,2
913,1
973,3
городской бюджет
12 551,4
8 149,4
0,0
0,0
3 960,7
383,0
28,2
30,1





Приложение № 3
к муниципальной программе
МО "Городской округ
"Город Нарьян-Мар"
"Создание благоприятной
окружающей среды"

Перечень
мероприятий муниципальной программы МО "Городской округ
"Город Нарьян-Мар" "Создание благоприятной окружающей среды"
Список изменяющих документов
(в ред. постановления администрации МО "Городской округ
"Город Нарьян-Мар" от 03.12.2014 № 2954)

№ п/п
Наименование мероприятия
Источник финансирования
Объемы финансирования, тыс. руб.
Всего
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
А
Б
В
1
2
3
4
5
6
7
8
1
Обеспечение организации рациональной системы сбора, хранения, регулярного вывоза отходов и уборки городской территории
1.1.
Закупка бункеровоза для перевозки бункеров для сбора ТБО
итого, в т.ч.:
4 413,7




4 413,7


окружной бюджет
4 281,3




4 281,3


городской бюджет
132,4




132,4


1.2.
Закупка бункеров для сбора ТБО объемом 8 м куб.
итого, в т.ч.:
2 719,4




2 719,4


окружной бюджет
2 637,8




2 637,8


городской бюджет
81,6




81,6


1.3.
Приобретение контейнеров для раздельного сбора ТБО
итого, в т.ч.:
4 750,1




4 750,1


окружной бюджет
4 607,6




4 607,6


городской бюджет
142,5




142,5


1.4.
Приобретение спецтехники для вывоза ТБО на полигон (мусоровозы 8 ед.)
итого, в т.ч.:
10 524,0



10 524,0



окружной бюджет
10 208,3



10 208,3



городской бюджет
315,7



315,7



1.5.
Полигон твердых бытовых отходов с рекультивацией существующей свалки, с корректировкой ПСД
итого, в т.ч.:
106 591,1



106 591,1



окружной бюджет
103 393,4



103 393,4



городской бюджет
3 197,7



3 197,7




итого, в т.ч.:

128 998,3
0,0
0,0
0,0
117 115,1
11 883,2
0,0
0,0

окружной бюджет

125 128,4
0,0
0,0
0,0
113 601,7
11 526,7
0,0
0,0

городской бюджет

3 869,9
0,0
0,0
0,0
3 513,4
356,5
0,0
0,0
2
Создание условий для развития производств по сортировке, переработке, обезвреживанию, утилизации и ликвидации отходов на территории МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар"
2.1.
Строительство комплекса по измельчению автопокрышек с разработкой ПСД и привязкой на местности
итого, в т.ч.:
14 124,0



14 124,0



окружной бюджет
13 700,3



13 700,3



городской бюджет
423,7



423,7



2.2.
Ликвидация несанкционированных свалок
итого, в т.ч.:
2 827,7




883,0
941,3
1 003,4
окружной бюджет
2 742,9




856,5
913,1
973,3
городской бюджет
84,8




26,5
28,2
30,1
2.3.
Разработка генеральной схемы санитарной очистки города
итого, в т.ч.:
229,4
229,4


0,0



окружной бюджет
0,0
0,0


0,0



городской бюджет
229,4
229,4


0,0



2.4.
Приобретение коммунальной техники
итого, в т.ч.:
7 920,0
7 920,0






окружной бюджет
0,0
0,0






городской бюджет
7 920,0
7 920,0







итого, в т.ч.:

25 101,1
8 149,4
0,0
0,0
14 124,0
883,0
941,3
1 003,4

окружной бюджет

16 443,2
0,0
0,0
0,0
13 700,3
856,5
913,1
973,3

городской бюджет

8 657,9
8 149,4
0,0
0,0
423,7
26,5
28,2
30,1
3
Формирование экологической культуры населения в сфере обращения с бытовыми отходами
3.1.
Информационная поддержка мероприятий в сфере обращения с отходами
итого, в т.ч.:
791,5



791,5



окружной бюджет
767,9



767,9



городской бюджет
23,6



23,6




итого, в т.ч.:

791,5
0,0
0,0
0,0
791,5
0,0
0,0
0,0

окружной бюджет

767,9
0,0
0,0
0,0
767,9
0,0
0,0
0,0

городской бюджет

23,6
0,0
0,0
0,0
23,6
0,0
0,0
0,0

ВСЕГО по программе, в т.ч.

154 890,9
8 149,4
0,0
0,0
132 030,6
12 766,2
941,3
1 003,4

окружной бюджет

142 339,5
0,0
0,0
0,0
128 069,9
12 383,2
913,1
973,3

городской бюджет

12 551,4
8 149,4
0,0
0,0
3 960,7
383,0
28,2
30,1


------------------------------------------------------------------