Приказ Управления экономразвития НАО от 31.10.2013 N 19 "Об утверждении Методики проведения процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа"



УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПРИКАЗ
от 31 октября 2013 г. № 19

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ
РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ
АКТОВ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА


В соответствии с Методическими рекомендациями по внедрению процедуры и порядка проведения оценки регулирующего воздействия в субъектах Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2012 года № 623, Положением о порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы действующих нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа, утвержденным постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 30 ноября 2013 года № 382-п, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Методику проведения процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа.
2. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Начальник Управления
экономического развития
Ненецкого автономного округа
Н.Г.ЕДЕШКА





Утверждена
приказом Управления
экономического развития
Ненецкого автономного округа
от 31.10.2013 № 19

МЕТОДИКА
ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ НЕНЕЦКОГО
АВТОНОМНОГО ОКРУГА

I. Общие положения

1.1. Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов (далее - ОРВ) заключается в анализе проблем и целей государственного регулирования, выявлении альтернативных вариантов их достижения, а также определении связанных с ними выгод и издержек социальных групп (в том числе хозяйствующих субъектов, граждан (потребителей), государства и общества в целом), подвергающихся воздействию государственного регулирования, для выбора наиболее эффективного варианта государственного регулирования.
1.2. Настоящая Методика оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа (далее - Методика) разработана в соответствии с Методическими рекомендациями по внедрению процедуры и порядка проведения оценки регулирующего воздействия в субъектах Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2012 года № 623, Положением о порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы действующих нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа, утвержденным постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 30 ноября 2013 года № 382-п (далее - Положение).
1.3. Методика определяет порядок действий при подготовке и размещении уведомления о разработке проекта акта, сборе предложений в связи с размещением уведомления, формировании сводного отчета и проведении публичных консультаций по проекту акта, а также порядок подготовки заключений об ОРВ органами исполнительной власти Ненецкого автономного округа - разработчиками проектов нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа (далее - разработчик), и подготовки экспертных заключений об оценке регулирующего воздействия органом исполнительной власти Ненецкого автономного округа, уполномоченным в сфере проведения ОРВ (далее - уполномоченный орган).
1.4. Процедура ОРВ проектов актов осуществляется в целях обоснованного выбора способа правового регулирования общественных отношений на основе анализа альтернативных вариантов и возможных положительных и (или) отрицательных последствий (экономических, социальных, экологических) введения такого регулирования, а также обеспечения возможности учета мнений лиц, интересы которых затрагиваются предлагаемым правовым регулированием.
1.5. Процедура ОРВ проводится в отношении проектов нормативных правовых актов, которые:
вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствуют их введению;
способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
способствуют возникновению необоснованных расходов консолидированного бюджета Ненецкого автономного округа;
способствуют необоснованному ограничению конкуренции;
приводят к невозможности исполнения субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности возложенных на них обязанностей вследствие противоречий или пробелов в правовом регулировании, отсутствия необходимых организационных или технических условий у органов исполнительной власти Ненецкого автономного округа, а также сложившегося в Ненецком автономном округе уровня развития технологий, инфраструктуры, рынков товаров и услуг.

II. Подготовка и размещение уведомления
о разработке проекта акта

2.1. Положения настоящего раздела Методики применяются в отношении подготовки и размещения уведомления о разработке проектов актов.
2.2. В соответствии с пунктом 15 Положения после принятия решения о разработке проекта акта разработчик направляет в уполномоченный орган уведомление для размещения в соответствующем разделе сайта (портала) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - Портал).
2.3. Требования к содержанию уведомления о разработке проекта акта установлены пунктом 16 Положения. При обосновании необходимости разработки проекта акта следует представить в том числе следующую информацию:
- формулировку проблемы, существование которой затрагивает права и законные интересы участников общественных отношений;
- описание участников указанных общественных отношений (их групп);
- описание степени влияния проблемы на указанные права и законные интересы участников отношений, а также негативных эффектов, связанных с ее существованием;
- описание факторов, определяющих существование проблемы;
- оценку возможности решения проблемы без введения дополнительного правового регулирования;
- описание истории возникновения проблемы и мер, предпринятых ранее для ее решения;
- оценку ресурсов, затраченных ранее на устранение рассматриваемой проблемы, а также достигнутых при этом результатов.
При описании проблемы разработчик учитывает требования к составлению раздела сводного отчета "Описание проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования, оценка негативных эффектов, возникающих в связи с наличием рассматриваемой проблемы", установленные в главе III настоящей Методики.
2.4. Извещение о размещении уведомления производится в соответствии с требованиями пункта 17 Положения.
Отсутствие у разработчика проекта акта исчерпывающих сведений о круге заинтересованных лиц, на которых окажет воздействие правовое регулирование, вводимое разрабатываемым проектом акта, не является основанием для отказа от рассылки извещений о начале разработки проекта акта.
2.5. Позиции заинтересованных лиц (групп лиц) дополнительно могут собираться разработчиком посредством проведения совещаний, заседаний экспертных групп, общественных советов и других совещательных и консультационных органов, проведения опросов представителей заинтересованных групп лиц, а также с использованием других форм и источников информации. Полученные предложения собираются разработчиком и включаются в общую сводку предложений, поступивших в связи с размещением уведомления.
2.6. Разработчик проекта акта рассматривает поступившие предложения и принимает решение о целесообразности дальнейшей разработки проекта акта, разрабатываемого по его инициативе, в порядке, установленном пунктами 18, 19 Положения.

III. Составление сводного отчета об оценке
регулирующего воздействия

3.1. Общие рекомендации по составлению сводного отчета.
3.1.1. Сводный отчет должен содержать сведения, предусмотренные пунктом 21 Положения. В случае отсутствия указанных сведений уполномоченный орган может возвратить его разработчику на доработку.
3.1.2. К моменту размещения сводного отчета на официальном сайте для проведения публичных консультаций разработчиком должны быть заполнены все разделы сводного отчета, за исключением разделов 18, 19. В указанные разделы сведения вносятся после завершения публичных консультаций.
3.1.3. В сводном отчете приводятся источники использованных данных. Расчеты, необходимые для заполнения разделов сводного отчета, приводятся в приложении к нему.
Информация об источниках данных и методах расчетов должна обеспечивать возможность их верификации. Если расчеты произведены на основании данных, не опубликованных в открытых источниках, такие данные должны быть приведены в приложении к сводному отчету в полном объеме.
3.2. Общие рекомендации по заполнению разделов сводного отчета.
3.2.1. Рекомендации по заполнению раздела 1 сводного отчета "Общие сведения".
Разработчиком в настоящем разделе указывается:
- краткое и полное наименование разработчика проекта акта;
- вид и наименование проекта акта;
- сроки проведения публичных обсуждений проекта акта (начало и окончание).
3.2.2. Рекомендации по заполнению раздела 2 сводного отчета "Степень регулирующего воздействия проекта акта" (подпункт "а" пункта 21 Положения).
3.2.2.1. Разработчиком должен быть приведен результат оценки степени регулирующего воздействия проекта акта согласно пункту 7 Положения. При этом разработчик представляет пояснения, по каким основаниям, приведенным в указанном пункте Положения, проект акта был отнесен к той или иной степени регулирующего воздействия.
3.2.2.2. Для проектов актов с высокой степенью регулирующего воздействия приводятся формулировки конкретных положений или ссылки на положения проекта акта, которые устанавливают ранее не предусмотренные нормативными правовыми актами обязанности, запреты, ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствуют их установлению, а также положения, приводящие к возникновению ранее не предусмотренных нормативными правовыми актами расходов (включая дополнительные временные затраты на исполнение вновь вводимых требований) указанных лиц.
3.2.2.3. Для проектов актов, имеющих среднюю степень регулирующего воздействия, приводится краткое описание предусмотренных действующими нормативными правовыми актами, изменяемых проектом акта обязанностей, запретов и ограничений для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности со ссылкой на соответствующие положения действующих нормативных правовых актов.
При наличии указываются положения проекта акта, приводящие к увеличению предусмотренных действующими нормативными правовыми актами расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и инвестиционной, а также оценки текущего уровня расходов, связанных с действующими обязанностями, запретами и ограничениями.
3.2.2.4. Для проектов актов, имеющих низкую степень регулирующего воздействия, указывается, что проект акта не содержит положений, предусмотренных подпунктами "а" и "б" Положения.
3.2.3. Рекомендации по заполнению раздела 3 сводного отчета "Описание проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования, оценка негативных эффектов, возникающих в связи с наличием рассматриваемой проблемы" (подпункт "б" пункта 21 Положения).
3.2.3.1. Разработчик с учетом предложений, поступивших в связи с размещением уведомления о разработке проекта акта, формулирует причины проблемы, требующей, по его мнению, введения дополнительного правового регулирования, а также оценивает негативные эффекты и последствия ее существования.
3.2.3.2. Формулирование разработчиком проблемы должно основываться на использовании категории издержек (в том числе убытков в виде реального ущерба и упущенной выгоды), возникающих у участников соответствующих общественных отношений вследствие ее существования.
В этой связи наличие поручений по разработке тех или иных нормативных правовых актов не может само по себе, без анализа возможных путей реализации указанных поручений, являться достаточным обоснованием целесообразности введения нового правового регулирования и, соответственно, не должно использоваться при формулировании проблемы.
По тем же причинам не может рассматриваться в качестве проблемы отсутствие нормативного правового регулирования в определенной сфере.
3.2.3.3. По возможности проблема должна оцениваться количественно с использованием данных из официальных и (или) иных опубликованных данных, которые могут быть верифицированы. В целях выбора наиболее эффективного регулятивного решения требуется максимально полное описание проблемы, в том числе с использованием данных из нескольких независимых источников.
3.2.3.4. Для выявления и оценки масштаба проблем в различных сферах общественных отношений могут быть использованы в том числе следующие источники информации:
- обращения участников общественных отношений в органы государственной власти, свидетельствующие о возможном возникновении проблемы;
- данные органов государственного контроля (надзора), статистические данные (например, данные о росте числа случаев причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, нанесения экологического ущерба);
- данные, полученные из средств массовой информации в результате опросов общественного мнения, иные данные, полученные из независимых исследований, информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
- результаты оценки фактического воздействия действующих нормативных правовых актов, в ходе которой может быть выявлено несоответствие заявленных целей действующих нормативных правовых актов фактическим результатам, достигнутым в ходе их применения.
3.2.3.5. В целях доказательства актуальности проблемы и количественного измерения ее масштабов в данном разделе сводного отчета необходимо привести описание негативного воздействия и последствий существования данной проблемы (негативные эффекты, возникающие в связи с наличием проблемы), которые могут проявляться в следующем:
- наличие риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц (для количественной оценки таких последствий служат данные о случаях причинения вреда жизни, здоровью или имуществу, в том числе данные официальной статистики, контрольно-надзорных органов, страховых компаний);
- наличие необоснованно высоких издержек применения участниками отношений установленных процедур (могут быть оценены на основе сопоставления стоимости и продолжительности аналогичных процедур в других регионах, а также анализа обращений граждан и организаций);
- недостаток информации для рационального выбора и принятия решений участниками общественных отношений, вследствие которого возможно недобросовестное поведение более информированных участников, негативные изменения общих рыночных условий, в том числе рост недобросовестной конкуренции, неэффективного распределения ресурсов и иные негативные последствия;
- наличие других негативных эффектов для общества, экологии, безопасности, состояния конкуренции, инвестиционного климата, социального благополучия.
3.2.3.6. В данном разделе сводного отчета также приводится информация о времени возникновения и выявления проблемы. Разработчику необходимо определить, идет ли речь о новой проблеме или проблема существует в течение длительного времени, но до настоящего момента не решалась или усилия по ее решению были безрезультатными. Если проблема существует в течение длительного времени и предпринимались определенные меры, направленные на ее решение, то необходимо указать, какие именно меры и когда они были предприняты, а также какой был результат.
3.2.3.7. В ходе анализа причин невозможности устранения проблемы самими участниками соответствующих общественных отношений (без вмешательства государства) разработчику необходимо обосновать, почему без введения нового правового регулирования проблема не может быть решена.
При оценке перспектив дальнейшего развития рассматриваемой проблемы в качестве инструмента анализа может быть использован сценарный прогноз. В случае, если возможны несколько сценариев развития событий, необходимо дать их описание и оценку условий, при которых наиболее возможным оказывается тот или иной сценарий.
3.2.3.8. В данном разделе сводного отчета приводится любая дополнительная информация, позволяющая более точно охарактеризовать проблему с количественной и качественной сторон, оценить масштаб негативных последствий, а также наличие возможных взаимосвязанных проблем и последствий для участников рассматриваемых общественных отношений.
3.2.4. Рекомендации по заполнению раздела 4 сводного отчета "Анализ существующего опыта решения данной или аналогичной проблемы правовыми, информационными или организационными средствами в других субъектах Российской Федерации" (подпункт "в" пункта 21 Положения).
3.2.4.1. Разработчиком приводится описание и анализ примеров регулирования в соответствующих сферах деятельности в других субъектах Российской Федерации с учетом экономических, правовых, географических и других особенностей применения указанного регулирования. Указанный анализ должен включать также рассмотрение проблем, на решение которых было направлено регулирование, оценку расходов адресатов данного правового регулирования и государства, а также показателей, по которым оценивалась эффективность введенных норм регулирования.
3.2.4.2. При анализе опыта регулирования в других субъектах Российской Федерации разработчикам необходимо обращать внимание, насколько соотносимыми являются экономические, географические, социальные условия в этих регионах и в Ненецком автономном округе.
3.2.5. Рекомендации по заполнению раздела 5 сводного отчета "Цели предлагаемого регулирования и их соответствие принципам правового регулирования, установленным федеральным законодательством, а также нормативными правовыми актами Ненецкого автономного округа, в которых формулируются и обосновываются цели и приоритеты политики региона, стратегические направления их реализации" (подпункт "г" пункта 21 Положения).
3.2.5.1. При определении цели правового регулирования разработчику необходимо представить качественные и количественные параметры, характеризующие результат введения указанного регулирования.
Описание цели должно включать формулировку качественного результата регулирования, а также показатели количественной динамики, характеризующие степень ее достижения с течением времени. Указанные условия необходимы для обеспечения возможности последующего контроля эффективности предлагаемого разработчиком правового регулирования.
Соответствие заявленной цели регулирования характеру проблемы, описанной в разделе "Описание проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования, оценка негативных эффектов, возникающих в связи с наличием рассматриваемой проблемы" сводного отчета, является одним из важных условий выбора наиболее эффективного решения для регулирования указанной проблемы.
3.2.5.2. При формулировании цели регулирования разработчику необходимо руководствоваться следующими положениями:
- формулировка цели должна быть конкретной (исключающей размытые формулировки, например, "улучшение ситуации", "создание условий", "содействие", иные формулировки, не позволяющие в дальнейшем оценить степень ее достижения);
- цель должна быть понятной для лиц, не обладающих профессиональными знаниями;
- формулировка цели должна исключать возможность неоднозначной трактовки планируемого результата;
- формулировка цели должна позволять измерить степень ее достижения, точно определить момент ее достижения по конкретным значениям показателей результативности;
- формулировка цели должна оставлять свободу выбора средств и методов достижения требуемого результата и не должна предопределять выбор конкретного способа ее достижения;
- в формулировке цели характеристики конечного результата не должны подменяться описанием средств достижения;
- ожидаемые сроки достижения поставленной цели должны быть конкретно определены; в случае, если достижение заявленной цели занимает длительный промежуток времени, он должен быть разделен на более короткие этапы, имеющие свои промежуточные результаты.
3.2.5.3. Указание на степень соответствия целей предлагаемого правового регулирования принципам правового регулирования, установленным федеральным законодательством, а также нормативными правовыми актами Ненецкого автономного округа, в которых формулируются и обосновываются цели и приоритеты политики региона, стратегические направления их реализации (если такие соответствия можно установить) разработчику необходимо приводить отдельно для каждой определенной им цели. При этом необходимо ссылаться на конкретные положения указанных документов.
3.2.6. Рекомендации по заполнению раздела 6 сводного отчета "Описание предлагаемого регулирования и иных возможных способов решения проблемы" (подпункт "д" пункта 21 Положения).
3.2.6.1. В процессе выбора наилучшего способа правового регулирования общественных отношений для устранения имеющейся проблемы разработчику необходимо рассмотреть все возможные с его точки зрения способы такого регулирования, принимая во внимание также возможность отказа от любого вмешательства.
3.2.6.2. Выбор наилучшего из возможных способов регулирования осуществляется разработчиком на основе сопоставления суммарных выгод и издержек потенциальных адресатов разрабатываемого правового регулирования, а также оценки соответствующих расходов (возможных поступлений) бюджета Ненецкого автономного округа. Указанный выбор осуществляется на основе анализа данных, содержащихся в сведениях, включаемых в сводный отчет, в соответствии с подпунктами "е" - "л" пункта 21 Положения.
В отсутствие возможности произвести сопоставление возможных способов регулирования на основе сравнения выгод и издержек каждого из таких способов разработчиком должны быть приведены иные обоснования, доказывающие сравнительные преимущества выбранного способа.
3.2.6.3. При заполнении "Описание предлагаемого регулирования и иных возможных способов решения проблемы" сводного отчета разработчику необходимо кратко описать, в чем состоят предлагаемый им способ регулирования и иные возможные способы решения проблемы, а также аргументировать выбор предлагаемого им способа решения проблемы.
Наиболее детальные обоснования выбора способа регулирования необходимы для положений, обладающих высокой степенью регулирующего воздействия. При этом разработчику необходимо также обосновать, что требуемый результат не может быть достигнут посредством принятия правового акта с меньшей степенью регулирующего воздействия.
3.2.7. Рекомендации по заполнению раздела 7 сводного отчета "Основные группы субъектов предпринимательской деятельности, иные заинтересованные лица, включая органы исполнительной власти Ненецкого автономного округа, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, оценка количества таких субъектов" (подпункт "е" пункта 21 Положения).
3.2.7.1. Разработчиком указываются группы участников отношений, интересы которых будут затронуты предлагаемым регулированием, а также дается количественная оценка числа участников каждой группы. Описание следует начинать с групп, которые в наибольшей степени будут затронуты новым регулированием (у которых возникают новые обязанности, права, в отношении которых устанавливаются запреты или ограничения).
Источниками информации об адресатах разрабатываемого правового регулирования могут быть статистические данные в разрезе видов экономической деятельности, в региональном разрезе, данные различных государственных реестров, иные данные, которые можно получить из открытых источников. Целесообразно также использовать результаты исследований рынков, иные независимые исследования. При невозможности точной оценки количества субъектов допустимо приведение интервальных оценок с раскрытием методов их получения.
3.2.7.2. В ходе проведения анализа групп потенциальных адресатов регулирования разработчику необходимо оценить, как может измениться число и состав участников общественных отношений в результате введения предлагаемого им регулирования. Методы прогноза динамики указанных групп выбираются разработчиком по своему усмотрению.
Результатом анализа групп потенциальных адресатов регулирования и их прогнозной динамики должны стать выводы разработчика о том, учитывает ли проект акта законные интересы участников указанных групп, а также о влиянии изменения их численности и структуры на инвестиционный и предпринимательский климат в отдельных отраслях, регионах, экономике в целом.
3.2.8. Рекомендации по заполнению раздела 8 сводного отчета "Новые функции, полномочия, обязанности и права органов исполнительной власти Ненецкого автономного округа или сведения об их изменении, а также порядок их реализации" (подпункт "ж" пункта 21 Положения).
3.2.8.1. Разработчику необходимо указать все функции, полномочия, обязанности и права федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Ненецкого автономного округа и органов местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа, которые вводятся или изменяются проектом акта.
Разработчику также необходимо указать, каким органом власти данные функции будут реализовываться, описав предполагаемый порядок осуществления соответствующих функций. В данном порядке должны быть отражены все новые процедуры, вытекающие из требований вновь вводимого регулирования, такие как проверки (выборочные, сплошные, документарные, выездные), прием и анализ отчетности, выдача разрешений, согласование, экспертиза документов.
3.2.8.2. Если проектом акта предусмотрены изменения имеющихся функций (введение новых функций) органов власти, разработчику необходимо рассчитать, в какой мере изменятся административные расходы (затраты рабочего времени, накладные расходы), необходимые для осуществления данных функций. Разработчику необходимо привести данные об изменении таких расходов по всем органам власти, реализующим соответствующие функции.
Разработчику следует учитывать, что любые новые действия, процедуры, связанные с введением новых функций, предполагают появление дополнительных расходов. Прогноз объема расходов на осуществление новой функции может производиться на основе данных по аналогичным по характеру и объему деятельности функциям.
3. Указываются также любые иные ресурсы (финансовые, материальные, временные), которые потребуются дополнительно или будут высвобождены в результате введения (изменения) функций органов власти. При невозможности дать стоимостную оценку указанных ресурсов необходимо дать их оценку в натуральном выражении.
3.2.9. Рекомендации по заполнению раздела 9 сводного отчета "Оценка соответствующих расходов (возможных поступлений) окружного бюджета" (подпункт "з" пункта 21 Положения).
3.2.9.1. Разработчиком дается оценка расходов окружного бюджета и оценка возможных поступлений, вызванных введением, изменением или отменой предлагаемого правового регулирования. Данная оценка проводится в разрезе новых (изменяемых) функций, полномочий, обязанностей или прав органов власти, указанных в разделе "Новые функции, полномочия, обязанности и права органов исполнительной власти Ненецкого автономного округа или сведения об их изменении, а также порядок их реализации" сводного отчета.
Оценка расходов и возможных поступлений приводится в текущих ценах соответствующих лет. При оценке расходов и возможных поступлений используются индексы-дефляторы в соответствии с актуальным прогнозом социально-экономического развития Ненецкого автономного округа на среднесрочную перспективу.
3.2.9.2. При характеристике расходов выделяются единовременные и периодические расходы. Периодические расходы приводятся с указанием периода их осуществления.
Виды единовременных и периодических расходов приводятся в соответствии с видами расходов окружного бюджета (по выбору разработчика) с необходимыми расшифровками и пояснениями (например, "расходы на содержание дополнительной численности...", "расходы на создание информационной системы мониторинга...").
3.2.9.3. Для отражения расходов органов власти указывается наименование органа исполнительной власти Ненецкого автономного округа или наименование органа местного самоуправления муниципального образования Ненецкого автономного округа. При оценке расходов (возможных поступлений) внебюджетных фондов приводится наименование внебюджетного фонда.
3.2.9.4. Данные о возможных поступлениях (доходах) окружного бюджета представляются администраторами доходов (администраторами источников финансирования дефицита бюджета).
На основе оценки доходов и расходов по каждой функции формируется итоговая оценка доходов, а также единовременных и периодических расходов.
3.2.9.5. В данном разделе сводного отчета также приводятся иные имеющиеся сведения о расходах (возможных поступлениях) окружного бюджета. В частности, в данном разделе рекомендуется указывать соотношение расходов и возможных поступлений в течение периода действия нормативного правового акта (в случае, если потоки указанных расходов и поступлений неравномерны во времени).
3.2.10. Рекомендации по заполнению раздела 10 сводного отчета "Новые обязанности или ограничения для субъектов предпринимательской деятельности либо изменение содержания существующих обязанностей и ограничений, а также порядок организации их исполнения" (подпункт "и" пункта 21 Положения).
Разработчиком приводятся новые обязанности и ограничения или изменения существующих обязанностей и ограничений, которые вводятся проектом акта в отношении групп участников отношений, указанных в разделе "Основные группы субъектов предпринимательской деятельности, иные заинтересованные лица, включая органы исполнительной власти Ненецкого автономного округа, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, оценка количества таких субъектов" сводного отчета.
Разработчику необходимо также кратко описать предполагаемый порядок организации исполнения новых обязанностей и соблюдения ограничений (например, необходимость использования новых технологий, оборудования для выполнения вводимых требований, предоставление дополнительной отчетности органам власти или потребителям продукции, ограничения по месту или времени осуществления деятельности). Если такой порядок должен быть определен другим нормативным правовым актом, разработчиком указывается на необходимость его принятия.
3.2.11. Рекомендации по заполнению раздела 11 сводного отчета "Оценка расходов субъектов предпринимательской деятельности, связанных с необходимостью соблюдения установленных обязанностей или ограничений либо с изменением содержания таких обязанностей или ограничений" (подпункт "к" пункта 21 Положения).
3.2.11.1. Разработчиком указывается оценка влияния проекта акта на совокупный уровень доходов и расходов всех участников отношений.
Для каждой группы участников отношений, прямо или косвенно затронутых предлагаемым регулированием, приводится оценка ожидаемых дополнительных расходов и доходов.
Указанная оценка проводится в разрезе групп, в том числе косвенно затронутых регулированием, выделенных в разделе "Основные группы субъектов предпринимательской деятельности, иные заинтересованные лица, включая органы исполнительной власти Ненецкого автономного округа, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, оценка количества таких субъектов" сводного отчета. Оценка расходов и доходов приводится в текущих ценах соответствующих лет. При оценке расходов и доходов используются индексы-дефляторы в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Ненецкого автономного округа на среднесрочную перспективу.
3.2.11.2. Для целей оценки доходов и расходов возможна группировка новых (изменяемых, отменяемых) обязанностей или прав, если выделение расходов и доходов по отдельному виду обязанностей не представляется возможным.
При характеристике расходов необходимо выделять единовременные и периодические расходы. Периодические расходы должны быть приведены с указанием периода их осуществления.
При определении доходов и расходов следует использовать официальные статистические данные, данные опросов представителей заинтересованных групп лиц (в том числе предложения, поступившие в связи с размещением уведомления о разработке проекта акта), социологических опросов, независимых исследований и других источников.
Для оценки периодических расходов должно приниматься во внимание прогнозируемое изменение числа участников группы.
При необходимости допускается применение иных методов расчетов с соответствующим обоснованием.
3.2.12. Рекомендации по заполнению раздела 12 сводного отчета "Риски решения проблемы предложенным способом регулирования и риски негативных последствий" (подпункт "л" пункта 21 Положения).
3.2.12.1. В целях прогнозирования возможных негативных последствий принятия проекта акта разработчиком производится оценка риска того, что заявленные цели регулирования не будут достигнуты, а также риска нежелательных последствий для адресатов, а также лиц, не являющихся адресатами предлагаемого разработчиком правового регулирования.
При подготовке сводного отчета разработчиком производится:
- оценка рисков решения проблемы предложенным способом (рисков невозможности достичь целей регулирования);
- оценка рисков негативных последствий (в том числе риски негативного влияния предлагаемого способа регулирования на сферы, которые не являются предметом данного регулирования).
3.2.12.2. При оценке рисков решения проблемы предложенным способом рассматриваются следующие виды рисков:
1) риски несоответствия между способом регулирования и заявленными целями регулирования.
Реализация таких рисков возможна, если предлагаемый проект акта направлен на решение части проблем (не все проблемы были выявлены разработчиком). К методам контроля данного вида рисков можно отнести мероприятия по улучшению контроля за сбором и верификацией данных, изучение опыта решения проблемы в других регионах, "пилотное" внедрение проекта акта, правовой эксперимент;
2) риски недостаточности механизмов для реализации предложенного способа решения проблемы.
Данные риски могут быть вызваны как положениями иных нормативных правовых актов, а также положениями международных договоров, ограничивающими возможность выбора методов или нивелирующими результаты предлагаемого регулирования, так и недостатком существенной для решения проблемы информации и опыта регулирования в данной отрасли.
Меры по минимизации данных рисков, а также возможных последствий их реализации могут заключаться в обеспечении комплексного подхода к решению выявленных проблем (в том числе путем внесения необходимых изменений в действующие нормативные правовые акты) и использовании механизмов общественного мониторинга и контроля реализации нормативного правового акта;
3) риски невозможности обеспечения контроля соблюдения требований, вводимых новым регулированием.
Указанные риски могут быть связаны с нормативными правовыми ограничениями (отсутствием механизмов контроля либо полномочий по контролю, а также с высокими расходами при осуществлении такого контроля). При анализе данных рисков должны оцениваться возможности обеспечения эффективного контроля за соблюдением предлагаемых требований государственными органами и обществом;
4) риски недостаточности необходимых материальных и человеческих ресурсов.
При оценке вероятности реализации данного вида рисков необходимо рассматривать возможности дополнительного ресурсного обеспечения мер, направленных на решение проблемы, осуществляемых как государственными органами, так и иными участниками отношений. В качестве механизмов минимизации данного вида рисков должны рассматриваться возможности бюджетного финансирования дополнительного ресурсного обеспечения предлагаемых разработчиком мероприятий, а также обучения государственных служащих и представителей хозяйствующих субъектов;
5) риски несоответствия предложенного способа регулирования уровню развития или распространения необходимых технологий.
В связи с неизбежностью присутствия данного риска при регулировании определенных сфер (промышленная безопасность, наилучшие доступные технологии, защита окружающей среды, нормативы допустимых выбросов), вызванного неравномерностью экономического развития, разработчиком должен предлагаться приемлемый, по его мнению, уровень данного риска. Для ограничения указанного риска разработчиком должны учитываться реальный уровень развития и применения новых технологий, знаний, машин и оборудования, предусматриваться переходные периоды вступления в силу нового регулирования.
В случае выявления разработчиком указываются иные риски решения проблемы предложенным
3.2.12.3. При анализе рисков негативных последствий от внедрения предлагаемого проекта акта разработчиком должны приниматься во внимание в том числе следующие виды рисков:
- риски для инвестиционного климата, связанные в том числе с ухудшением условий ведения бизнеса, повышением рисков осуществления инвестиций в основной капитал, снижением гарантий для инвесторов, снижением доступности кредитных ресурсов;
- риски для развития малого и среднего предпринимательства, связанные прежде всего со стоимостью открытия нового бизнеса, административными издержками на реализацию предлагаемых мер регулирования, ограничением доступа к необходимым ресурсам;
- риски для состояния конкуренции, которые могут быть связаны с повышением барьеров входа на рынок, с предоставлением преимуществ одним хозяйствующим субъектам по сравнению с другими (либо определенным категориям хозяйствующих субъектов), а также с возникновением асимметрии информации на рынке и возможностью недобросовестной конкуренции;
- риски для безопасности и качества продукции, связанные с недостаточностью рыночных механизмов контроля, которые не всегда могут обеспечить контроль за качеством продукции самими потребителями;
- риски для окружающей среды, которые могут быть вызваны потенциальным ростом негативного воздействия на окружающую среду, невозможностью достичь заявленных целей по снижению такого воздействия;
- социальные риски, которые могут быть связаны как с возможным сокращением числа занятых и уровня заработной платы в той или иной сфере, так и с воздействием регулирования на социальное неравенство, бедность, миграционные процессы, и иные социальные характеристики.
В рамках анализа рисков влияния предлагаемых мер государственного регулирования могут рассматриваться и иные возможные последствия, в том числе:
- макроэкономические (влияние предлагаемых мер регулирования на экономический рост, производительность труда, инфляцию);
- производственные (влияние на развитие техники и технологий);
- последствия в сфере внешнеэкономической деятельности.
3.2.12.4. По каждому выявленному риску приводится оценка вероятности его наступления. В случае отсутствия возможности расчета точного значения указанной вероятности допускается указание интервала или оценочной характеристики вероятности.
Для каждого выявленного риска указываются:
- меры, направленные на снижение данного риска (организационно-технические, методологические, информационные, мероприятия по мониторингу);
- оценка степени контроля рисков в процентах.
В случае отсутствия возможности расчета точного значения степени контроля рисков допускается указание соответствующего интервала или оценочной характеристики:
- полный контроль (заявленные меры, направленные на минимизацию риска, позволяют полностью исключить его влияние либо его влияние будет стремиться к нулю);
- частичный контроль (заявленные меры частично способствуют снижению влияния риска);
- возможность контроля отсутствует (меры по снижению риска отсутствуют либо не оказывают влияния на вероятность реализации риска).
3.2.12.5. Наличие рисков решения проблемы предложенным способом либо рисков негативных последствий введения предлагаемого регулирования не является достаточным основанием для отказа от предлагаемого разработчиком способа решения проблемы.
В то же время при выявлении высоких рисков невозможности достижения целей регулирования либо негативного воздействия проекта акта необходимо рассмотреть возможные альтернативные варианты правового регулирования (либо вариант отказа от введения нового регулирования в данный момент).
Если предлагаемый способ решения проблемы признается разработчиком наилучшим, несмотря на высокую степень рисков, в обосновании выбора предполагаемого решения проблемы разработчиком должны быть представлены соответствующие обоснования (сравнительный анализ рисков предлагаемого варианта с другими возможными вариантами регулирования).
3.2.13. Рекомендации по заполнению раздела 13 сводного отчета "Предполагаемая дата вступления в силу проекта акта, оценка необходимости установления переходного периода и (или) отсрочки вступления в силу проекта акта либо необходимость распространения предлагаемого регулирования на ранее возникшие отношения" (подпункт "м" пункта 21 Положения).
3.2.13.1. Разработчиком указывается предполагаемая дата вступления в силу проекта акта, наличие и сроки переходного периода и (или) отсрочки вступления в силу проекта акта.
Если отдельные положения проекта акта вступают в силу в разное время, приводятся такие положения (ссылки на них) и даты их вступления в силу.
3.2.13.2. Если установлен переходный период и (или) отсрочка вступления в силу проекта акта, приводится обоснование необходимости такой отсрочки. Необходимость переходного периода может быть обусловлена в том числе наличием технологических, экономических, организационных и иных ограничений (необходимо указать, каких именно), не позволяющих группам участников отношений, включая органы власти, немедленно приступить к исполнению новых обязанностей, значительными единовременными затратами участников отношений или окружного бюджета, необходимыми для реализации предлагаемого регулирования.
3.2.14. Рекомендации по заполнению раздела 14 сводного отчета "Описание методов контроля эффективности избранного способа достижения цели регулирования" (подпункт "н" пункта 21 Положения).
Данный раздел заполняется в соответствии с методами контроля эффективности способа достижения цели регулирования, указанными в разделе "Риски решения проблемы предложенным способом регулирования и риски негативных последствий" сводного отчета.
3.2.15. Рекомендации по заполнению раздела 15 сводного отчета "Необходимые для достижения заявленных целей регулирования организационно-технические, методологические, информационные и иные мероприятия" (подпункт "о" пункта 21 Положения).
В данном разделе сводного отчета указываются мероприятия, которые необходимы для достижения заявленных целей регулирования и прямо не предусмотрены проектом акта, в том числе:
- разработка инструкций, методических указаний и иных документов;
- создание информационных ресурсов, баз данных;
- обучение сотрудников органов власти и иных участников отношений;
- мероприятия по доведению информации до участников отношений.
По каждому мероприятию должен быть описан измеряемый результат, сроки реализации, даны оценки необходимых финансовых ресурсов и источников финансирования.
3.2.16. Рекомендации по заполнению раздела 16 сводного отчета "Индикативные показатели, программы мониторинга и иные способы (методы) оценки достижения заявленных целей регулирования" (подпункт "п" пункта 21 Положения).
3.2.16.1. Разработчиком указываются количественно измеримые показатели (индикаторы), которые характеризуют степень достижения целей регулирования. Показатели должны быть указаны по каждой цели. В случае если показатель не рассчитывается статистическими органами, указываются способ его расчета и источники получения информации.
3.2.16.2. В случае, если показатель не рассчитывается статистическими органами, необходимо оценить затраты на ведение мониторинга, включая затраты на сбор исходных данных и их обработку.
3.2.17. Рекомендации по заполнению раздела 17 сводного отчета "Сведения о размещении уведомления, сроках предоставления предложений в связи с таким размещением, физических и юридических лицах, представивших предложения, и результаты рассмотрения поступивших предложений, с указанием ответственных лиц регулирующего органа" (подпункт "р" пункта 21 Положения).
3.2.17.1. Сведения о размещении уведомления представляют собой полный электронный адрес размещенного уведомления на официальном портале.
3.2.17.2. Сроки представления предложений в связи с размещением уведомления указываются в соответствии с информацией, указанной в уведомлении.
3.2.17.3. Указание сведений о лицах, представивших предложения в связи с размещением уведомления о разработке проекта акта, предполагает перечисление всех лиц, от которых поступили предложения всеми указанными в уведомлении способами.
3.2.17.4. Сведения о структурных подразделениях разработчика, рассмотревших представленные предложения, предполагают указание ответственных структурных подразделений, ответственных лиц, определенных разработчиком, а также иных (при наличии) структурных подразделений, принимавших участие в рассмотрении представленных предложений.
3.2.18. Рекомендации по заполнению раздела 18 сводного отчета "Иные сведения, которые, по мнению регулирующего органа, позволяют оценить обоснованность предлагаемого регулирования" (подпункт "с" пункта 21 Положения).
Разработчик приводит любые дополнительные сведения, которые, по его мнению, подтверждают обоснованность предлагаемого регулирования со ссылками на источники информации и методы расчетов.
3.2.19. Рекомендации по заполнению раздела 19 сводного отчета "Сведения о проведении публичного обсуждения проекта акта, сроках его проведения, представителях предпринимательского сообщества, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ненецком автономном округе, иных заинтересованных лиц, извещенных о проведении публичных консультаций, а также о лицах, представивших предложения".
Заполнение данного раздела сводного отчета производится только после проведения публичного обсуждения проекта акта по его результатам в соответствии с подпунктом "а" пункта 29 Положения. Указание требуемой информации производится аналогично разделу "Сведения о размещении уведомления, сроках предоставления предложений в связи с таким размещением, физических и юридических лицах, представивших предложения, и результаты рассмотрения поступивших предложений, с указанием ответственных лиц регулирующего органа" сводного отчета.
3.2.20. Рекомендации по заполнению раздела 20 сводного отчета "Приложения к сводному отчету".
3.2.20.1. В приложении к сводному отчету приводится сводка предложений, поступивших в связи с проведением публичного обсуждения, с указанием сведений об их учете или причинах отклонения, формируемая в электронной форме на официальном сайте. Формирование приложения к сводному отчету производится только после проведения публичного обсуждения проекта акта по его результатам в соответствии с подпунктом "б" пункта 29 Положения.
3.2.20.2. В приложениях к сводному отчету должны быть представлены расчеты, выполненные в ходе составления, а также при необходимости другая существенная, по мнению разработчика, информация.

IV. Проведение публичных консультаций и составление отчета
о публичных консультациях

4.1. Целями проведения публичных консультаций являются:
- получение дополнительной информации о существующей проблеме, возможных способах ее решения, группах заинтересованных лиц, издержках и выгодах предполагаемых адресатов регулирования;
- обеспечение свободного доступа заинтересованных лиц к процессу выработки решений в рамках процедуры ОРВ;
- поиск баланса интересов разных заинтересованных групп;
- регулирование экономики носит открытый и гласный характер.
4.2. Сроки проведения публичных консультаций определены пунктом 25 Положения и устанавливаются разработчиком с учетом степени регулирующего воздействия положений, содержащихся в проекте акта. Разработчиком могут быть установлены более длительные сроки проведения публичных консультаций, если это необходимо для достижения целей проведения публичных консультаций. Датой начала публичных консультаций считается дата размещения разработчиком проекта акта и сводного отчета на официальном портале.
4.3. Разработчик извещает о начале публичных консультаций органы и организации, указанные в пункте 17 Положения. В целях получения наиболее полной и достоверной информации в рамках обсуждения результатов проведенной разработчиком оценки регулирующего воздействия проекта акта, отраженных в сводном отчете, разработчик заинтересован в возможно полном определении круга адресатов разработанного им регулирования и получении от них предложений в ходе проведения публичных консультаций.
4.4. Все полученные в течение срока проведения публичных консультаций предложения учитываются разработчиком и вносятся в сводку предложений, поступивших в связи с проведением публичного обсуждения.
4.5. Кроме получения письменных предложений от участников публичных консультаций и обсуждения через официальный портал, разработчиком при необходимости дополнительно используются иные формы публичного обсуждения. Предложения, полученные в ходе таких мероприятий, должны фиксироваться разработчиком и включаться в сводку предложений, полученных по результатам публичного обсуждения. Возможные формы сбора позиций заинтересованных лиц (групп лиц) описаны в пункте 2.5 настоящей Методики.
4.6. В сводке предложений указывается участник публичного обсуждения, который выдвинул предложение, суть полученного предложения, дата получения предложения, способ, которым было получено предложение (электронная почта, почта, указание на иной способ), информация об учете, частичном учете или отклонении предложения, указание на причины полного или частичного отклонения полученного предложения.
В сводке полученных предложений указываются также сведения об общем числе участников публичного обсуждения; общем числе полученных предложений, в том числе по проекту акта и сводному отчету; общем числе предложений, полученных разными способами; общем числе учтенных, учтенных частично и отклоненных предложений.
4.7. В случае если разработчиком не принято решение, предусмотренное пунктом 32 Положения, разработчиком по результатам публичного обсуждения дорабатывается проект акта и сводный отчет.

V. Порядок подготовки заключений

5.1. На стадии подготовки проекта акта разработчиком проводится процедура ОРВ. Результаты ОРВ, проводимой разработчиком, оформляются в виде предварительного заключения об ОРВ в соответствии с типовой формой, приведенной в приложении № 3 к настоящей Методике.
5.2. Первый блок вопросов, рекомендуемых к отражению в предварительном заключении об ОРВ, связан с выявлением проблемы. Неточное понимание проблемы может привести к принятию неправильного решения, к принятию избыточных мер или к ошибочному отказу от регулирования. В результате проблема останется неразрешенной.
Необходимость вмешательства государства в свободное функционирование рынка может быть признана при наличии следующих условий:
1) несовершенная конкуренция (высокий уровень рыночной власти отдельных субъектов рынка и наличие барьеров входа на рынки);
2) ситуация, когда информации на рынке для осуществления потребителями рационального выбора недостаточно (информация отсутствует, информация некачественная, информация чрезмерно дорогая);
3) высокие трансакционные издержки (включая издержки на поиски необходимой информации и издержки получения компенсации в случае недобросовестного поведения контрагента);
4) случай недостаточного производства общественных благ;
5) внешние эффекты - выгоды или издержки, не отраженные в условиях контрактов (соглашений);
6) наличие у разработчика официально установленной социально значимой цели.
Наличие указанных условий еще не означает необходимость вмешательства. Для принятия решения о регулировании необходимо доказать, что:
1) указанные условия являются существенными и не будут со временем преодолены самим рынком;
2) разработчики проекта акта в состоянии найти, обосновать и обеспечить эффективное исполнение регулирующего решения проблемы.
Если проблема оказывается несущественной с точки зрения рассматриваемых отношений, то введение какого-либо регулирования нецелесообразно. Если же проблема оказывает существенное негативное воздействие на рассматриваемые отношения, то проведение оценки регулирующего воздействия поможет определить необходимость и оптимальный способ государственного вмешательства.
Факт наличия поручения о разработке проекта нормативного правового акта в какой-либо области не может быть обоснованием необходимости введения нового регулирования, поскольку сам по себе не идентифицирует причин проблемы, а является лишь управленческим решением, направленным на минимизацию ее последствий.
5.3. На этапе определения целей регулирования не должно происходить подмены желаемых целей предлагаемыми средствами их достижения.
Цели должны быть просты для понимания, численно измеримы и не должны подменяться описанием регулятивных решений, посредством которых предполагается их достигнуть.
При определении возможных вариантов достижения цели целесообразно сначала рассматривать варианты с минимальным государственным вмешательством, а лишь затем варианты более масштабного вмешательства. При этом обязательно следует рассматривать вариант невмешательства, то есть оценивать издержки и выгоды текущего положения.
5.4. В ходе анализа различных вариантов решения проблемы (достижения цели) необходимо сначала идентифицировать возможные воздействия каждой из предлагаемых мер регулирования, а затем оценить каждое из воздействий качественно и, по возможности, количественно.
5.5. Необходимо определить возможные прямые и косвенные экономические, социальные и экологические воздействия. В случае, если какие-либо воздействия сложно идентифицировать, это должно быть указано в предварительном заключении об ОРВ.
Оценке регулирующего воздействия подлежат следующие последствия:
1) экономические: воздействие на макро- и микроуровне, определяемое в терминах экономического роста, конкурентоспособности, изменений в издержках различных групп экономических агентов (в том числе дополнительных издержках бизнеса, включая дополнительное административное бремя, издержках государственных органов, связанных с правоприменением), воздействия на технологическое развитие и инновационный потенциал, инвестиционную активность, изменение рыночных долей, воздействие на цены;
2) социальные: воздействие на человеческий капитал, права человека, тендерное равенство, уровень и качество занятости, социальное неравенство и бедность, здоровье, безопасность (включая уровень преступности), культуру, перераспределительные эффекты между различными социальными группами.
В наиболее обобщенном виде выделяются следующие социальные группы: хозяйствующие субъекты, граждане (потребители), государство в целом. Затем они могут быть классифицированы более подробно в соответствии с необходимой степенью детализации.
Издержки социальных групп могут включать:
1) для потребителей: повышение цен, сокращение выбора товаров (услуг) или доступных соотношений цена/качество, более сложные или дорогостоящие процедуры получения компенсации;
2) для бизнеса: повышение неопределенности при инвестировании, ограничение доступа к различным рынкам, повышение цен на ресурсы, прямые денежные расходы (плата за лицензии, сертификаты), дополнительные административные издержки, связанные с заполнением форм, отчетностью, затраты на изменения в производстве, маркетинге или транспортировке, усложнение существующего регулирования или появление неопределенности в порядке его применения, возможное переключение потребителей на альтернативные источники предложения;
3) для государства: единовременные затраты на создание соответствующей инфраструктуры и постоянные затраты на ее поддержание и эффективную работу (сбор и обработка информации, проведение инспекций и наложение санкций), затруднение процессов управления;
4) для общества в целом: менее справедливое распределение доходов и богатства, снижение количества инноваций, рост безработицы и снижение темпов экономического роста, уменьшение количества общественных благ.
Выгоды социальных групп могут включать:
1) для потребителей: большее удобство при приобретении товаров и услуг, улучшение доступа к информации, снижение цен, повышение безопасности товаров, услуг, рабочих мест;
2) для бизнеса: снижение возможного ущерба собственности, потерь рабочего времени, издержек на соблюдение различных правил и требований, уменьшение возможностей для неконкурентного поведения на рынке или рост прозрачности и предсказуемости существующего регулирования;
3) для государства: рационализация процесса регулирования и установки требований, снижение затрат на мониторинг и контроль, более высокая степень соблюдения норм;
4) для общества в целом: повышение безопасности рабочих мест, больший доступ к услугам и/или возможностям, повышение экономичности использования ресурсов и темпов экономического роста, улучшение благосостояния и качества жизни.
Для качественной и количественной оценки различных воздействий могут применяться различные аналитические методы, в том числе:
1) анализ "затраты - результат" - предполагает выбор наиболее эффективного регулирования путем сопоставления выгод и издержек социальных групп;
2) анализ эффективности затрат - предполагает выбор наиболее эффективного регулирования на основе сопоставления результатов с необходимыми затратами на их достижение;
3) многофакторный анализ - предполагает выбор наиболее эффективного регулирования при наличии нескольких критериев.
При анализе применяются следующие основные принципы:
1) по возможности необходимо давать количественную оценку различным видам воздействия (в физическом или денежном измерении). Однако те виды воздействия, которые невозможно оценить количественно, не должны рассматриваться как менее важные;
2) при количественном анализе необходимо избегать "двойного счета" (например, если какое-то воздействие оценивается как издержки потребителей от повышения цен, оно не должно одновременно учитываться как издержки бизнеса), вместе с тем рекомендуется не допускать образования "выпадающих" доходов, то есть дополнительные издержки одной социальной группы рекомендуется отражать в доходах других социальных групп (если таковые в действительности будут получены);
3) необходимо учитывать как краткосрочные, так и долгосрочные эффекты регулирования, также следует учитывать, что отдельные виды воздействия могут со временем усиливаться или ослабевать;
4) при осуществлении оценки воздействия необходимо придерживаться принципа пропорциональности, то есть соответствия между глубиной анализа и значимостью рассматриваемого вопроса.
5.6. Предварительное заключение об ОРВ направляется Уполномоченному органу в порядке, установленном пунктами 29 - 31 Положения.
5.7. Экспертное заключение об ОРВ подготавливается уполномоченным органом в соответствии с пунктами 33 - 40 Положения.
5.8. В случае, если выявлено несоблюдение разработчиком пунктов 9 - 29 Положения, в заключении делается соответствующий вывод и дается указание на необходимость проведения процедур, предусмотренных пунктами 9 - 29 Положения (начиная с невыполненной процедуры), доработки проекта акта по их результатам и последующего повторного направления проекта акта в уполномоченный орган для подготовки экспертного заключения об ОРВ.
В случае, если несоблюдение разработчиком пунктов 9 - 29 Положения не выявлено, в заключении делается соответствующий вывод, после чего делаются обоснованные выводы о наличии либо отсутствии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также окружного бюджета, о наличии либо отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования.
5.9. Детализированные расчеты и статистические данные, подготовленные для обоснования полученных выводов, приводятся в приложении к заключению.
5.10. В случае проведения уполномоченным органом публичных консультаций в соответствии с пунктом 35 Положения в заключение в качестве неотъемлемого приложения включается сводка поступивших предложений.





Приложение № 1
к Методике проведения
процедуры оценки
регулирующего воздействия
проектов нормативных
правовых актов
Ненецкого автономного округа

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ВОПРОСОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ОТРАЖЕНИЮ В ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКЕ,
ПРЕДСТАВЛЯЕМОЙ РАЗРАБОТЧИКОМ ПРОЕКТА АКТА

1. Примерный перечень сведений о расчетах, обоснованиях и прогнозах последствий реализации предлагаемых решений, имеющих значение для проведения предварительной оценки регулирующего воздействия проекта акта, представляемых разработчиком проекта нормативного правового акта.
2. Краткое описание предлагаемого государственного регулирования, вводимого проектом акта, в части положений, которыми изменяется содержание прав и обязанностей субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, изменяется содержание или порядок реализации полномочий органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления в отношениях с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности.
3. Сведения о проблеме, на решение которой направлено предлагаемое государственное регулирование, вводимое проектом акта, оценка негативных эффектов, порождаемых наличием данной проблемы.
4. Сведения о целях предлагаемого государственного регулирования, вводимого проектом акта, и обоснование их соответствия принципам государственного регулирования, установленным федеральным законодательством, а также нормативными правовыми актами Ненецкого автономного округа, в которых формулируются и обосновываются цели и приоритеты политики региона, стратегические направления их реализации, в которых формулируются и обосновываются цели и приоритеты социально-экономического развития Ненецкого автономного округа, направления реализации указанных целей, задачи, подлежащие решению для их реализации.
5. Описание предлагаемого государственного регулирования, вводимого проектом акта, в части положений, которыми изменяется порядок реализации полномочий органов исполнительной власти области и (или) органов местного самоуправления области в отношениях с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности.
6. Описание рассмотренных альтернативных вариантов государственного регулирования, вводимого проектом акта (способы, необходимые мероприятия, результат оценки последствий).
7. Сведения о предлагаемом порядке введения государственного регулирования, предусматриваемого проектом акта (необходимость переходных положений, распространение на действующие отношения, сроки введения регулирования, соотнесенные со сроками готовности инфраструктуры, необходимость выпуска иных нормативных правовых актов для введения государственного регулирования).
8. Оценка расходов окружного бюджета на организацию исполнения и исполнение полномочий, необходимых для реализации предлагаемого государственного регулирования, предусмотренного проектом акта.
9. Описание обязанностей, которые предполагается возложить на субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности предлагаемым государственным регулированием, и (или) описание предполагаемых изменений в содержании существующих обязанностей указанных субъектов.
10. Описание основных групп субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, интересы которых будут затронуты предлагаемым государственным регулированием, предусмотренным проектом акта.
11. Оценка изменений расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности на осуществление такой деятельности, связанных с необходимостью соблюдать обязанности, возлагаемые на них или изменяемые предлагаемым государственным регулированием, предусмотренным проектом акта.
12. Оценка рисков невозможности решения проблемы предложенным способом, рисков непредвиденных негативных последствий.
13. Иные сведения, позволяющие оценить обоснованность вводимых административных и иных ограничений и обязанностей для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, обоснованность расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, окружного бюджета, возникновению которых способствуют положения проекта акта.





Приложение № 2
к Методике проведения
процедуры оценки
регулирующего воздействия
проектов нормативных
правовых актов
Ненецкого автономного округа

ФОРМА
СВОДНОГО ОТЧЕТА ОБ ОЦЕНКЕ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

NN
Наименование раздела сводного отчета
1.
Общие сведения
2.
Степень регулирующего воздействия проекта акта
3.
Описание проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования, оценка негативных эффектов, возникающих в связи с наличием рассматриваемой проблемы
4.
Анализ существующего опыта решения данной или аналогичной проблемы правовыми, информационными или организационными средствами в других субъектах Российской Федерации
5.
Цели предлагаемого регулирования и их соответствие принципам правового регулирования, установленным федеральным законодательством, а также нормативными правовыми актами Ненецкого автономного округа, в которых формулируются и обосновываются цели и приоритеты политики региона, стратегические направления их реализации
6.
Описание предлагаемого регулирования и иных возможных способов решения проблемы
7.
Основные группы субъектов предпринимательской деятельности, иные заинтересованные лица, включая органы исполнительной власти Ненецкого автономного округа, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, оценка количества таких субъектов
8.
Новые функции, полномочия, обязанности и права органов исполнительной власти Ненецкого автономного округа или сведения об их изменении, а также порядок их реализации
9.
Оценка соответствующих расходов (возможных поступлений) окружного бюджета
10.
Новые обязанности или ограничения для субъектов предпринимательской деятельности либо изменение содержания существующих обязанностей и ограничений, а также порядок организации их исполнения
11.
Оценка расходов субъектов предпринимательской деятельности, связанных с необходимостью соблюдения установленных обязанностей или ограничений либо с изменением содержания таких обязанностей или ограничений
12.
Риски решения проблемы предложенным способом регулирования и риски негативных последствий
13.
Предполагаемая дата вступления в силу проекта акта, оценка необходимости установления переходного периода и (или) отсрочки вступления в силу проекта акта либо необходимость распространения предлагаемого регулирования на ранее возникшие отношения
14.
Описание методов контроля эффективности избранного способа достижения цели регулирования
15.
Необходимые для достижения заявленных целей регулирования организационно-технические, методологические, информационные и иные мероприятия
16.
Индикативные показатели, программы мониторинга и иные способы (методы) оценки достижения заявленных целей регулирования
17.
Сведения о размещении уведомления, сроках предоставления предложений в связи с таким размещением, физических и юридических лицах, представивших предложения, и результаты рассмотрения поступивших предложений с указанием ответственных лиц регулирующего органа
18.
Иные сведения, которые, по мнению регулирующего органа, позволяют оценить обоснованность предлагаемого регулирования
19.
Сведения о проведении публичного обсуждения проекта акта, сроках его проведения, представителях предпринимательского сообщества, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ненецком автономном округе и иных заинтересованных лиц, извещенных о проведении публичных консультаций, а также о лицах, представивших предложения
20.
Приложения к сводному отчету





Приложение № 3
к Методике проведения
процедуры оценки
регулирующего воздействия
проектов нормативных
правовых актов
Ненецкого автономного округа

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ОБ ОЦЕНКЕ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
(типовая форма)

1. Общие сведения:
Орган исполнительной власти Ненецкого автономного округа __________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

Наименование нормативного правового акта: _________________________________
___________________________________________________________________________

2. Описание существующей проблемы:

Причины государственного вмешательства (На решение какой проблемы
направлено рассматриваемое государственное регулирование?):
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

Цель введения нормативного правового акта:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

Риски, связанные с текущей ситуацией:
___________________________________________________________________________

Последствия, если никаких действий не будет предпринято:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

Социальные группы, на которые оказывается воздействие:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

3. Цели регулирования:
___________________________________________________________________________

Основные цели регулирования:
___________________________________________________________________________

Обоснование неэффективности действующего в рассматриваемой сфере
регулирования:
___________________________________________________________________________

4. Возможные варианты достижения поставленной цели:
Невмешательство: __________________________________________________________

Совершенствование применения существующего регулирования:
___________________________________________________________________________

Саморегулирование: ________________________________________________________

Прямое государственное регулирование: _____________________________________
Какие инструменты могут быть использованы для достижения поставленной цели?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

5. Анализ издержек и выгод каждой из рассматриваемых альтернатив, варианты
достижения поставленной цели: Социальные группы, экономические сектора или
территории, на которые будет оказано воздействие:
___________________________________________________________________________

Ожидаемое негативное и позитивное воздействие регулирующего акта:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

Качественное описание и количественная оценка соответствующего воздействия
(если возможно):
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

Период воздействия: _______________________________________________________
(кратко-, средне- или долгосрочный)

Основные результаты, риски и ограничения использования регулирующего акта:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

6. Публичные консультации:
Стороны, с которыми были проведены консультации:
___________________________________________________________________________

Основные результаты консультаций: _________________________________________
___________________________________________________________________________

7. Рекомендуемый вариант регулирующего решения:
Описание выбранного варианта (принятие нового нормативного правового акта):
___________________________________________________________________________

Обоснование соответствия масштаба регулирующего решения масштабу
существующей проблемы:
___________________________________________________________________________

Ожидаемые выгоды и издержки от реализации выбранного варианта:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

Необходимые меры, позволяющие максимизировать позитивные и минимизировать
негативные последствия применения соответствующего варианта:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

8. Реализация выбранного варианта и последующий мониторинг:
Организационные вопросы практического применения выбранного варианта:
___________________________________________________________________________

Органы и организации, ответственные за реализацию выбранного варианта:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

Система мониторинга применения регулирующего решения:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
9. Информация об исполнителе:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(Ф.И.О., телефон, адрес электронной почты исполнителя
заключения об оценке регулирующего воздействия)

___________________________________________________________________________
(Ф.И.О. и подпись руководителя органа исполнительной власти
Ненецкого автономного округа, печать)


------------------------------------------------------------------